Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Применение лазерных технологий в промышленности

  • Поверхностная лазерная обработка
    • Лазерная термообработка
      • Лазерная закалка (термоупрочнение) — применяется для повышения срока службы различных изделий, которые в процессе работы подвергаются износу. Сущность процесса лазерной закалки заключается в том, что локальный участок поверхности изделия нагревают с помощью излучения до сверхкритических температур. Нагрев металла осуществляется передачей энергии лазерного излучения вглубь материала, используя его теплопроводность. После прекращения действия излучения этот участок охлаждается за счёт отвода теплоты во внутренние слои металла. Высокая скорость охлаждения приводит к образованию в сплавах закалочных структур, характерных только лазерной обработки.
      • Лазерный отжиг — в отличие от лазерной закалки, преследует цель получения более равновесной структуры (по сравнению с исходным состоянием), обладающей большей пластичностью и меньшей твердостью. Указанный метод широко используется в микроэлектронике для отжига дефектов в полупроводниках. Лазерным лучом можно отжигать мелкие металлические детали.
      • Лазерный отпуск — применяется при необходимости локального увеличения пластичности или ударной вязкости, например, в местах соединения различных деталей. Сталь после лазерного отпуска имеет большую прочностьтвердостьударную вязкость, чем после традиционной технологии отпуска.
      • Лазерная очистка, в том числе лазерная дезактивация — используется для удаления разного рода загрязнений с поверхности предмета. Основные направления лазерной очистки: очистка произведений искусства и памятников; очистка металлов в рамках технологических процессов производства; очистка поверхности от радиоактивного загрязнения (лазерная дезактивация); микроочистка в различных отраслях электроники[5].
    • Лазерное оплавление
      • Оплавление для улучшения качества поверхности
      • Аморфизация поверхности сплава в условиях скоростного облучения (очень коротким импульсом или сканирующим лучом). Сверхвысокие скорости теплоотвода, достигаемые при этом, обеспечивают своеобразное «замораживание» расплава, образование металлических стекол (метгласса) или аморфного состояния поверхностного слоя. В результате достигаются высокая твердость, коррозионная стойкость, улучшенные магнитные характеристики и другие специфические свойства материала. Процесс лазерной аморфизации можно осуществить при обработке сплавов специальных составов (в том числе и на основе железа), а также других материалов, предварительно покрытых специальными составами, которые самостоятельно или совместно с матричным материалом склонны к аморфизации.
    • Получение поверхностных покрытий
      • Лазерное легирование сталей с последующей термической обработкой значительно повышает микротвердость и стабильность структуры поверхности и может во много раз уменьшить интенсивность износа.
      • Лазерная наплавка — уникальный метод нанесения износостойких поверхностных слоев без поводок и короблений. Лазерное восстановление может широко использоваться в ремонтном производстве для восстановления прецизионных деталей, там, где требуется повышенная твердость и износостойкость слоя, надежность и долговечность (клапана ДВС, распредвалы, полуоси, штоки, коленчатые валы, крестовины, детали трансмиссий и др.). В отличие от напыления при лазерной наплавке создается монолитный бездефектный слой, который имеет металлургическую связь с основой.
      • Вакуумно-лазерное напыление заключается в испарении материала участка поверхности под воздействием лазерного излучения в вакууме и конденсировании испарившихся продуктов на подложке, в результате образуется поверхностный слой с химическим составом, отличным от основного металла.
    • Ударное воздействие лазерного излучения может использоваться для упрочнения поверхности и для инициирования физико-химических процессов, например, для формирования р-n — переходов в полупроводниковых материалах.
      • Ударное упрочнение
      • Инициирование физико-химических процессов
    • Инициирование поверхностных химических реакций на поверхности сплавов с помощью теплового воздействия лазерного излучения или с использованием плазменного облака вблизи поверхности преследует цель окисления или восстановления отдельных компонентов сплава или получения специальных соединений.
  • Лазерная сварка в настоящее время является наиболее перспективной технологией для промышленного использования в связи с разработкой мощных лазеров с непрерывным и импульсно-периодическим действием. Сварное соединение получается при нагревании и расплавлении лазерным лучом участков в месте контакта свариваемых деталей. Когда лазерный луч смещается, то же самое происходит и с зоной расплавленного материала. Затем при остывании образуется сварной шов. По форме он получается узким и глубоким, принципиально отличается от сварных швов, полученных при использовании традиционной технологии сварки. Глубина проплавления зависит от мощности лазера, а поперечное сечение лазерного шва похоже на лезвие кинжала, поэтому глубокое лазерное проплавление иногда называют кинжальным. Лазерная сварка с глубоким проплавлением позволяет сваривать толстые слои материалов с большой скоростью при минимальном тепловом воздействии на материал, прилегающий к зоне расплава, что улучшает свойства сварного шва и качество сварного соединения.
  • Лазерное разделение материалов
    • Лазерная резка — сфокусированный лазерный луч обеспечивает высокую концентрацию энергии и позволяет разрезать практически любые материалы независимо от их теплофизических свойств. При этом можно получить узкие резы с минимальной зоной термического влияния. Лазерная резка отличается отсутствием механического воздействия на обрабатываемый материал, возникают минимальные деформации, как временные в процессе резки, так и остаточные после полного остывания.
      • Газолазерная резка -принцип работы газолазерной резки: в зону реза подают луч лазера и технологический газ в виде кольцевой или отдельных сверхзвуковых расчетных струй, векторы скорости которых в их критическом сечении направлены под углом к оси лазерного луча, близким к половине апертурного. Струи технологического газа подают в ограниченный объем, в котором они разворачиваются в волнах сжатия и разрежения до направления векторов скорости параллельно оси лазерного луча, после чего слившуюся сверхзвуковую струю направляют соответственно лазерному лучу в зону реза, при этом число Маха М на участке струи в ограниченном объеме поддерживают в пределах Mi ≥ M > 1, где Мі — расчетное число Маха для требуемого технологическим процессом отношения давлений технологического газа. Характерно, что газолазерная резка эффективна не только для раскроя хрупких, мягких и нетеплостойких материалов (стекло, резина, ткани), исключая механическое воздействие па них; она обеспечивает обработку и самых твердых и тугоплавких материалов, поддающихся только алмазному инструменту.
    • Термораскалывание — этот вид лазерной резки применяется для изготовления различных стеклянных изделий. Лазерное термораскалывание характеризуется неоднородностью нагрева стекла с помощью лазерного луча, охлаждаемого струёй инертного газа. Это приводит к появлению трещины, управлять которой можно, перемещая источник нагрева по поверхности стекла.
    • Скрайбирование — одно из первых и наиболее популярных применений лазера в технологическом оборудовании для электронной промышленности. Лазерное скрайбрирование пластин из кремнияарсенида галлия и других материалов с нанесенными полупроводниковыми структурами выполняется для последующего разделения пластины на отдельные элементы по линии надреза. Глубина риски, полученной пучком сфокусированного лазерного излучения, составляет 40… 125 мкм, а ширина 20…40 мкм при толщине пластины 150… 300 мкм. Скорость скрайбирования 10… 250 мм/с. лазерное скрайбирование по сравнению с обычным скрайбированнем алмазным резцом обеспечивает значительно большую точность разделения пластин и способствует повышению выхода годных изделий.
  • Лазерная размерная обработка
    • Лазерная маркировка и гравировка — В настоящее время лазерная маркировка и гравировка применяются практически во всех отраслях промышленного производства [6] для идентификационного и защитного кодирования промышленных образцов, нанесения надписей на приборные панели, измерительный инструмент, клавиатурные поля, изготовление табличек и шильдов; в рекламном бизнесе — для художественной отделки сувениров и изготовления ювелирных изделий. Достоинства гравировки и маркировки лазерным излучением: миниатюрность наносимой информации; отсутствие механического воздействия на изделие, что позволяет маркировать тонкостенные, хрупкие детали, а также узлы и изделия в сборе; высокая точность и качество нанесения знаков, что гарантирует надежность и стабильность их считывания; высокая производительность; возможность полной автоматизации.
    • Лазерная обработка отверстий
  • Экологический мониторинг

 

источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E8%EC%E5%ED%E5%ED%E8%E5_%EB%E0%E7%E5%F0%EE%E2

Лазерные технологии в машиностроении

Когда в конце XIX - начале XX века фантасты заговорили об изобретении будущего так называемых "световых лучах", предтечах современного лазера, они даже не предполагали, сколь значимым и распространенным станет применение этого физического феномена в жизни человека. Герберт Уэллс в романе "Война миров" и А. К. Толстой в "Гиперболоиде инженера Гарина" нашли лишь два способа применения "тепловых лучей": в военных целях и при проведении геологических изысканий. Реальность оказалась существенно богаче и разносторонней самых смелых фантазий писателей ушедшего века. Сегодня, видимо, уже нет ни одной сферы человеческой деятельности, где бы ни применялись устройства на основе лазерных технологий. Особенно большое распространение и широкие перспективы лазеры находят в самых разных отраслях машиностроения.

    Когерентный луч вместо пилы

Одним из основных процессов получения заготовок в машиностроении является резка металла. Для этого широкое применение находят самые разнообразные ее методы. Традиционно используются механические способы - резка ножовочными полотнами, ленточными пилами, фрезами. Для этого в производстве также используются станки общего и специального назначения для раскроя листовых, профильных и других заготовок из различных металлов и сплавов. При дешевизне традиционных способов у них немало родовых проблем, которые не могут быть решены технологически. Среди недостатков старых способов резки - невысокая производительность, малая стойкость режущего инструмента, а также проблематичность, а порой и полная невозможность разнофигурной резки по круглым и кривым контурам.

В поисках решения этих проблем в машиностроение пришли иные способы разделения материалов, основанные на электрохимическом, электрофизическом и физико-механическом воздействиях. Среди них высокоскоростная газовая и плазменная резка, плазменная резка проникающей дугой. Однако эти способы при высокой производительности отличаются низкой точностью, а также большими издержками в сфере термического влияния на металл, требуют дополнительных способов очистки и т.п. С другой стороны, применяется невероятно точная, позволяющая изготавливать детали любой геометрии электроэрозионная резка. Но эта методика отличается крайне низкой производительностью, высокой технологической сложностью.

Лазерная резка лишена многих вышеперечисленных проблем. Лазерное излучение, обеспечивая высокую концентрацию энергии, позволяет разделять практически любые металлы и сплавы независимо от их теплофизических свойств. При этом можно получать узкие разрезы с минимальной зоной термического влияния. При лазерной резке не требуется механическое воздействие на обрабатываемый металл, а возникающие деформации, как временные в процессе резки, так и остаточные после полного остывания, незначительны. Это позволяет осуществлять лазерную резку с высокой степенью точности. Благодаря большой плотности мощности лазерного излучения обеспечивается высокая производительность, сочетающаяся с высоким качеством поверхности реза.

Основное преимущество лазерной резки - ее автоматизация и компьютеризация, возможность переходить с одного типа деталей любой геометрической сложности на другой тип без ощутимых затрат времени. Чтобы начать выпуск новой продукции, не нужно изготовление серии специальных инструментов для наладки линии, что значительно снижает затраты на вложения и собственно себестоимость выпускаемой продукции.

Освоение выпуска нового типа детали не занимает больше времени, чем составление самого чертежа и ввод его в компьютер, управляющий лазером. Качество изготавливаемой продукции позволяет совершать сварку встык без смещений кромок среза и предварительной обработки соединяемых сторон. Лазерная резка в отличие от круглого универсального инструмента позволяет выполнять острые углы, переходы без радиусов, тонкие перемычки (толщиной менее 1-2 мм), отверстия любого диаметра. В роботизированных системах луч лазера позволяет производить объемную резку с применением высокотехничных оптоволоконных систем. Использование лазера особенно выгодно в тех случаях, когда требуется изготовление сложных деталей малыми сериями и большой номенклатуры. А в современном машиностроении такие, еще вчера считавшиеся уникальными заказы становятся все более распространенными. Поэтому лазеры применяются для изготовления и испытания опытных образцов техники: корпусов автомобилей, оружия, беспилотных летательных аппаратов, деталей космических аппаратов и многого другого.

Сегодня наиболее дорогим видом инструмента являются штампы и пресс-формы, поэтому использование технологии лазерного раскроя вместо традиционной вырубки-высечки имеет очевидные преимущества. Лазерные раскройные комплексы позволяют производить раскрой тонколистовых материалов со скоростью 120 м/мин при точности 0,01 мм.

Лазер широко используют для прошивки отверстий. Применение лазера для сверления оказывается эффективным по сравнению с другими способами в некоторых случаях: сверление под углом, при соотношении глубины отверстия к диаметру больше единицы (глубокое отверстие), сверление в жаропрочных и твердых металлах. Даже применение электроэрозионных прошивочных станков не позволяет полностью избежать деформации и поломки инструмента (проволочного электрода) из-за увода оси отверстия при глубоком сверлении.

Для резки металлов в России и за рубежом применяются технологические установки на основе твердотельных и газовых СО2-лазеров, работающих как в непрерывном, так и в импульсно-периодическом режимах излучения. Следует отметить, что в сопоставлении с другими, применяемыми на производстве станками стоимость лазерного оборудования для резки достаточно высока. Но благодаря высокой производительности, точности изготавливаемых деталей, легкости перенастройки параметров резки под ту или иную задачу, а также возможности использования в тех областях, где традиционные подходы вызывают определенные трудности, лазерная резка является одним из самых перспективных и конкурентоспособных технологических процессов.

    Без сварщика и электрода

Еще одни важным направлением применения лазеров в машиностроении является лазерная сварка. Этот способ открыл новые перспективы в соединении металла. Теперь уже нет таких издержек производства, как при классической дуговой сварке. В прошлом почти все зависело от мастерства сварщика и его практических навыков, сегодня эти процессы автоматизированы. При лазерной сварке отсутствуют толстые швы, появляющиеся в старых видах сварки.

Лазерную сварку производят как на воздухе, так и в среде защитных газов: аргона, СО2. Вакуум, как при электронно-лучевой сварке, здесь не нужен, поэтому лазерным лучом можно сваривать крупногабаритные конструкции. Лазерный луч легко управляется и регулируется, с помощью зеркальных оптических систем легко транспортируется и направляется в труднодоступные для других способов места. В отличие от электронного луча и электрической дуги на него не влияют магнитные поля, что обеспечивает стабильное формирование шва. Из-за высокой концентрации энергии (в пятне диаметром 0,1 мм и менее) в процессе лазерной сварки объем сварочной ванны небольшой, малая ширина зоны термического влияния, высокие скорости нагрева и охлаждения. Это обеспечивает высокую технологическую прочность сварных соединений, небольшие деформации сварных конструкций. Лазерная сварка вилки с карданным валом автомобиля по сравнению с дуговой сваркой увеличивает срок службы карданной передачи в три раза, потому что более чем вдвое уменьшается площадь сечения сварного шва, в несколько раз - время сварки. Деформации вилки, вызывающие преждевременный износ, практически отсутствуют.

Скорость лазерной сварки непрерывным излучением в несколько раз превышает скорости традиционных способов сварки плавлением. Например, стальной лист толщиной 20 мм электрической дугой сваривают со скоростью 15 м/ч за 5-8 проходов, ширина шва получается 20 мм. Непрерывным лазерным лучом этот лист сваривается со скоростью 100 м/ч за один проход, получают ширину шва 5 мм. В сварочных системах применяются как постоянные, так и импульсные лазеры. Постоянные лазеры сваривают гораздо быстрее традиционных методов. Лазерная сварка импульсным излучением по скорости сопоставима с традиционными способами сварки, но имеет и важные преимущества. При использовании импульсных лазеров практически отсутствуют явления перегрева как самой сварочной системы, так и, что особенно важно, свариваемой поверхности.

Лазерная сварка производится как со сквозным, так и с частичным проплавлением. Сварные швы одинаково хорошо формируются в любом пространственном положении. При толщине свариваемых кромок менее 0,1 мм и при сварке больших толщин с глубоким проплавлением по-разному происходит формирование шва и различны подходы к выбору параметров режима сварки. При сварке как непрерывным, так и импульсным излучением малых толщин используют более мягкие режимы, обеспечивающие лишь расплавление металла в стыке деталей без перегрева его до температуры интенсивного испарения. Сварку сталей и других относительно малоактивных металлов можно в этом случае выполнять без дополнительной защиты зоны нагрева, что существенно упрощает технологию, тогда как сварку с глубоким проплавлением ведут с защитой шва газом, состав которого подбирают в зависимости от свариваемого материала.

Наиболее распространена лазерная сварка импульсным излучением в электронной и электротехнической промышленности, где сваривают угловые, нахлесточные и стыковые соединения тонкостенных деталей. Хорошее качество соединений обеспечивается сваркой лазерным лучом тонких деталей (0,05 - 0,5 мм) с массивными. В этом случае, если свариваемые детали значительно отличаются по толщине, в процессе сварки луч смещают на массивную деталь, чем выравнивают температурное поле и достигают равномерного проплавления обеих деталей. При лазерной сварке нагрев и плавление металла происходят так быстро, что деформация тонкой кромки может не успеть произойти до того, как металл затвердеет.

Применение лазерной сварки в отечественной промышленности получило широкое, но и еще не вполне достаточное для современного уровня машиностроения распространение. Причиной этого является как высокая стоимость технологических лазеров и особенно сварочных роботов, так и недостаточный опыт применения этих технологий. Однако, если применение традиционных способов не дает желаемых результатов либо технически неосуществимо, без лазерной сварки обойтись невозможно. К таким случаям относится необходимость получения прецизионной (высокоточной) конструкции, форма и размеры которой не должны меняться в результате сварки. Лазерная сварка целесообразна, когда она позволяет значительно упростить технологию изготовления сварных изделий, выполняя сварку как заключительную операцию без последующей правки или механической обработки. Экономически эффективна лазерная сварка, когда необходимо существенно повысить производительность, поскольку скорость ее может быть в несколько раз больше, чем у традиционных способов.

Однако оказалось, что и у классической лазерной сварки есть недостатки. В первую очередь это связано с низкой эффективностью нагрева металлов лазерным излучением, обусловленной их высокой отражательной способностью на частотах излучения, характерных для большинства технологических лазеров.

Другим фактором, снижающим эффективность использования мощных лазеров, является появляющаяся в момент воздействия лазером поверхностная плазма. Плазменный пар существенно уменьшает долю лазерной энергии, подаваемой на рабочую поверхность. В результате чего лазер остается недостаточно эффективным и весьма дорогостоящим инструментом для реализации большинства технологий обработки материалов. Также существует и ряд технических проблем, препятствующих внедрению лазерной сварки, такие как высокие требования к зазору между свариваемыми плоскостями и высокая твердость шва.

Исследования зарубежных и отечественных ученых помогли решить значительную часть этих проблем использованием гибридных способов сварки, например "лазер+дуга", "лазер+плазма". Однако, с другой стороны, при этих способах утрачиваются главные особенности, такие как кинжальность проплавления и малая зона термического влияния.

Помимо гибридных процессов лазерной сварки, где лазерный луч объединяется с совершенно иными технологиями, такими как дуга и плазма, большие возможности дала технология использования второго лазерного луча. С экономической точки зрения, использование двух лазеров мощностью до 10 кВт более выгодно, нежели одного: как по капитальным вложениям, так и по эксплуатационной стоимости использования лазера в час.

Двухлучевая СО2-лазерная сварка позволила увеличить глубину проплавления, сохраняя классическую формулу 1 кВт на 1 мм проплавления. Технология двухлучевой лазерной сварки уменьшает требования к сборке образцов, также оказалось, что при двухлучевой лазерной сварке с присадочной проволокой твёрдость сварного шва сопоставима с основным металлом, что было недостижимо при однолучевой сварке.

    Малярные работы без кисти и валика

Еще одним направлением применения промышленных лазеров является обработка поверхностей. Высокие плотности мощности лазерного излучения позволяют получать качественно новые свойства поверхностей, недоступные традиционным методам обработки материалов. Лазерная обработка поверхностей металлов и сплавов относится к локальным методам термической обработки с помощью высококонцентрированных источников нагрева. В этой связи лазерный луч как источник нагрева при термической обработке материалов имеет черты, свойственные всем другим высококонцентрированным источникам. Лазерное излучение позволяет производить обработку только поверхностного участка материала без нагрева остального объема и нарушения его структуры и свойств, что приводит к минимальному короблению деталей. В результате очевидны экономические и технологические преимущества. Лазерная обработка позволяет оперировать в широком интервале режимов. Это позволяет достигать необходимых физических свойств поверхности, таких как твердость, износостойкость, шероховатость, а также геометрические размеры обработанных участков. Отсутствие механических усилий на обрабатываемый материал дает возможность обрабатывать малопрочные и тонкостенные изделия.

Методы лазерной термообработки аналогичны обычным методам термической обработки сплавов. Для осуществления лазерной закалки (термоупрочнения) локальный участок поверхности массивной детали нагревают с помощью излучения до сверхкритических температур, а после прекращения действия излучения этот участок охлаждается за счет отвода теплоты во внутренние слои металла. Высокая скорость охлаждения приводит к образованию закалочных структур в сплавах и к высокой твердости поверхности.

В том случае, когда толщина обрабатываемой детали соизмерима с размерами зоны лазерного воздействия и условия ускоренного теплоотвода не обеспечиваются, имеет место лазерный отжиг. Такая технологическая операция нашла широкое применение в микроэлектронике для отжига полупроводниковых материалов, в особенности имплантированных на металлические подложки. Лазерный отжиг, заключающийся в нагреве лазером закаленных деталей до температур ниже критических, может быть использован для обработки мелких деталей в приборостроении, например, пружинных элементов и др.

Лазеры также применяются для окрашивания разных поверхностей. Для этого на металл наносятся специальные виды химических красителей, впоследствии закрепляемых лазерным излучением. При этом прочность окрашиваемой поверхности гораздо выше традиционной покраски.

    Термообработка поверхности

Еще одним направлением в лазерной обработке материалов является оплавление поверхности. Эта технологическая операция начала развиваться с появлением лазерного излучения и другими методами практически не выполняется. При оплавлении для улучшения качества поверхности (уменьшения пористости или шероховатости) режимы обработки подбирают исходя из требований получения наилучшей микрогеометрии поверхности, скорость охлаждения в этом случае, как правило, не регламентируется. Методы получения поверхностных покрытий - легирование и наплавка - отличаются тем, что участок поверхности нагревается выше температуры плавления, в зону оплавления вводят легирующие компоненты, и в результате образуется поверхностный слой с химическим составом, отличным от основного металла. Вакуумно-лазерное напыление заключается в испарении материала участка поверхности под воздействием лазерного излучения в вакууме и конденсировании испарившихся продуктов на подложке.

Инициирование поверхностных химических реакций на поверхности сплавов с помощью теплового воздействия лазерного излучения или с использованием плазменного облака вблизи поверхности преследует цель окисления или восстановления отдельных компонентов сплава или получения специальных соединений.

Основная цель лазерной закалки - повышение износостойкости деталей, работающих в условиях трения. Уменьшение износа деталей после лазерной закалки обусловлено рядом факторов: высокой твердостью поверхности, высокой дисперсностью структуры; увеличением несущих свойств поверхности; уменьшением коэффициента трения и др.

    Применение лазера в гравировке

Технология лазерной гравировки основана на воздействии излучения непосредственно на поверхность материала. Благодаря высокой точности лазерной гравировки (толщина линии 25 микрон) можно наносить достаточно сложные изображения. Установки для лазерной гравировки управляются с обычного компьютера с возможностью импорта изображений из стандартных редакторов векторной графики или растровой графики.

Нанесенные лазером изображения не подвергаются опасности быть смытыми или затертыми, потому как сделаны из самого материала изделия. Современные станки лазерной гравировки имеют функции построчной гравировки, благодаря чему возможно нанесение сложных рисунков, фотографий с учетом полутонов и заливки.

Лазерная графика может наноситься не только на металл, но и на многие другие материалы: камень, резину, пластик, органическое стекло, ткань, кожу, шелк, керамику, акрил, бамбук, дерево, МДФ, ДСП, фанеру, шпон, гранит и другие.

Некоторые виды такой техники имеют поворотные оси, что позволяет гравировать бутылки, стеклянные изделия, елочные игрушки, всевозможные круглые и овальные, сферические изделия. Лазерная гравировка - один из самых распространенных методов нанесения изображений. Минимальное воздействие на поверхность материала, бесконтактная обработка позволяет не повреждать конечное изделие. После обработки качество материала остается тем же.

Автор: Глеб Чистяков

Роль машиностроения в выходе России из кризиса. Часть 1

Внешние условия

Золота в золотовалютных запасах всех государств мира всего 30000 тонн. Это всего 286 млрд. €. Если сравнить с ~ 25 трлн. евро всех золотовалютных запасов мира, и 420 трлн.$ пустых денег, то становится ясно, что у глобальной экономики нет точки опоры, а у кризиса дна. Попытки Правительств восстановить ликвидность только государственным субсидированием банков и снижением процентных ставок центральными банками ни к чему не приведут. Любые эмиссии в долларовую модель мировой экономики сродни тушению пожара соляркой. Пока мир не откажется от модели "пустых денег", кризис будет только развиваться.

Все вложились в "бумагу", причём, преимущественно, в "бумагу" США. Глобальная долларовая модель денег рухнула. Вместе с ней останавливается мировая экономика. Мировой выпуск стали, например, уже сократился в сентябре в 4 раза по сравнению с июнем. Мировое падение объёмов промышленности и потребления значительно превзойдут прогнозы, которые сейчас бессознательно оптимистичны. По моей оценке, уже в следующем году, нефть рухнет до 300 руб./баррель. А потребление чёрного и цветного металла может упасть практически до 0. Пока будет создаваться другая модель международных финансов и рынков пройдёт несколько лет. Происходящие события - не рецессия и не кризис. Это полное перестроение глобального экономического устройства. Число локальных бифуркаций и турбулентностей будет нарастать. Все государства переходят в режим ручного управления.

США потребляют 40% мирового ВВП, а производят 20%. Ликвидировать эту диспропорцию без кардинального, в разы, снижения уровня потребления невозможно. Снизить уровень потребления не даёт устройство американской экономической и политической системы. Она "заточена" под непрерывный рост потребления. Необеспеченность доллара будет только нарастать. Мировой рынок будет отказываться от него, как от глобального платёжного средства. Мировую финансовую систему будет штормить. Независимо от того, кто станет Президентом США, у элит Америки нет иного, кроме войны, способа "объяснить" электорату, почему их жизнь должна ухудшиться на порядок и с далёкими перспективами на улучшение. На Америку должны "напасть", а она "ответить". Увы, ждём повторения "11 сентября", но в кубе. Такое событие обеспечит беспрецедентные вложения в оборонный сектор США, что необходимо Америке для спасения внутреннего рынка от коллапса.

Для государств, стремящихся сохранить свою суверенность, неизбежными факторами становятся:

A.восстановление национальных финансовых систем через опору на внутренний рынок, через его возрождение и кардинальное увеличение
B. рост военного потенциала, для удержания в "холодном" состоянии потребности США в войне 
C. отвязка от необеспеченного доллара

Только после стабилизации крупнейших национальных рынков, начнёт приобретать новые контуры и восстанавливаться (на новых международных договорённостях) глобальное распределение труда и обеспечивающий его глобальный рынок. Финансовый мир вернётся к золотому эквиваленту в условиях будущей квадро - полярности: США, ЕС, Китай, РФ. Остальные страны будут искать выгоды и безопасности между этими полюсами.

Российские условия

Глобальное нарастание (после кризиса) дефицита всех видов ресурсов, и их наличие в России, расширяет значение её глобальной торговой ресурсной площадки. С учётом неизбежного роста цен на углеводороды в перевозках всё большее значение будет занимать морской (включая ледокольный), ЖД, трубопроводный  виды транспорта. Срединная роль России позволяет ей стать глобальным хабом между ЕС и Китаем и неплохо на этом зарабатывать. Значимость стоимости логистики, как главнейшего фактора глобальной конкуренции, будет возрастать. Порты, грузовые суда и ЖД, как основа логистики, очень важны для России. Скоростные и дешёвые транспортные транзитные коридоры Север – Юг, Запад – Восток, Северный морской путь - геополитически очень выгодны для России и так же увеличивают её функцию срединной державы.

Сложилась геостратегическая возможность модернизации российской инфраструктуры и промышленности, на базе скорейшего  воссоздания (на новом технологическом укладе и новейшей базе оборудования) всего российского машиностроения и его конкурентоспособности.

Текущие задачигосударства и бизнеса распадаются на три блока вопросов:

I.Антикризисное управление – необходимо делить "шагреневую кожу" сокращающегося денежного потока между технологией и работниками. В этой связи актуальна работа трёхсторонних комиссий (власть, работодатели, профсоюзы) должна быть направлена на смягчение социального удара кризиса по населению:

  • на кардинальное (временное) сокращение заработков оставшихся на рабочих местах;
  • на законодательное решение по оплате 2/3 тарифа, в связи с особыми обстоятельствами, тем, кто будет находиться в вынужденном прогуле;
  • на совместное решение вопросов с местными властями о создании большего числа социальных рабочих мест (больницы, правопорядок, благоустройство, ЖКХ и т.п.)
  • на совместное решение вопросов с местными властями о создании максимально благоприятных локальных условий для малого бизнеса (особенно участвующего в цепочках продовольственного обеспечения);
  • на восстановлении бартерных схем, особенно для обеспечения продовольствием и энергоносителями регионов, где базируются предприятия;
  • на решение вопросов о налоговых каникулах (займах), других способах временного уменьшения налогового бремени;
  • на решении вопросов с банками об удлинении сроков ипотек, автокредитов и т.п., о приостановке платежей для тех, кто зарегистрирован на бирже труда.

II.Стратегическая задача - восстановление и интенсивный рост внутренних рынков потребления промышленной продукции.

Это возможно при реализации множества крупных инфраструктурных проектов, которые создадут внутренний сбыт. Необходимы Проекты, имеющие большой мультипликативный рычаг. Т.е., сейчас важнее те из них, в которых каждый рубль, вложенный государством, приводит в движение как можно больший объём российских товаропроизводителей из различных отраслей и генерирует как можно больший ВВП. Именно таким образом определяется приоритетность инфраструктурных проектов.

Для наших условий инфраструктурные проекты могут набираться из:

  • космические программы и связь,
  • авиастроения,
  • автомобилестроения,
  • судостроения,
  • строительства портов,
  • строительства электростанций и сетей передачи электроэнергии,
  • железнодорожное строительство,
  • строительство метро,
  • строительства дорог,
  • строительства нефтегазодобывающих платформ,
  • строительство трубопроводных систем,
  • строительство химических и нефтехимических заводов,
  • геологоразведка,
  • освоение новых месторождений,
  • обустройство северного морского пути

Абсолютное большинство программ и проектов базируется на продукции машиностроения (прежде всего, тяжёлого). Скорейшая его модернизация становится системным фактором, определяющим экономическое состояние России в ближайшем будущем. У нас есть все предпосылки и условия, что бы к окончанию кризиса иметь мощное конкурентоспособное российское машиностроение (модернизированное на новом технологическом укладе и новой базе оборудования). За всё, что не умеем делать сами, придётся платить золотом. Всё машиностроение должно быть нацелено на замещение импорта.

Строительство электростанций и линий передач хорошо загрузит чёрную и цветную металлургию. "Русалу", например, надо освоить производство провода ACCR – без стального сердечника. Строительство крупных угольных ТЭС в районах добычи и их связь с потребителями через ЛЭП -1000 кВ снизит долю газа в топливном балансе страны. Это увеличит его внешний рынок и приток золота. ГОЭРЛО-2 мультипликативный инфраструктурный Проект.

И авианосная программа и "Приразломная", безусловно, инфраструктурные проекты. "Севмаш", который не модернизирован, их не сделает никогда.

План по выпуску гражданских и транспортных самолётов – инфраструктурный проект, но не модернизированный "ОАК" не сможет его реализовать. Значит, будет мало самолётов и малый расход авиатоплива. Алюминий тоже будет не нужен.

Увеличения объёмов разведочного и горизонтального бурения для увеличения разведанных запасов и объёмов добычи углеводородов - инфраструктурный проект, но не модернизированный "Уралмаш" не сможет его обеспечить оборудованием.

Если рухнет российский автомобильный рынок, то рухнет потребление бензина. Поддержать его можно и нужно. Речь идёт о механизмах поддержки скорейшей локализации комплектации всех сборщиков. Польза всем! И нефтяникам, и металлургам (чёрным и цветным), и государству. Автомобильное производство способно генерировать 10% ВВП. То, что требуется!

Необходима перестройка (модернизация) НПЗ и химических комбинатов. К выходу из кризиса будем иметь конкурентоспособную нефтехимическую промышленность, другую глубину переработки и качество нефтепродуктов. Будем экспортировать не нефть, а бензин. Потребуется гора металла и труда. Это заказы  строителям, машиностроителям, металлургам, металлургам, горнякам и т.д. Все будут получать з.п., платить по автокредитам и ипотекам и т.п.

Задача крупных собственников и отраслей состоит сегодня не столько в формировании просьб к государству - "Help!", сколько в формировании крупных инфраструктурных проектов. И металлургам, и нефтяникам, и энергетикам, и газовикам надо вместе с РСПП генерировать их и выходить с ними на Правительство. Необходимо, буквально вручную, создавать внутренний рынок.

Размер внутреннего рынка России будет определяться числом одновременно реализуемых инфраструктурных проектов. Естественным ограничением их числа является численность работников в России. Это ограничение снимается ростом производительности труда, который способно обеспечить современное машиностроение.

Проблемы отечественного машиностроения хорошо известны, попытки их решить предпринимались, но результат не достигнут. Причины следующие:

  • масштабных комплексных инвестиций в машиностроение не было 30 лет.
  • реализованные проекты имеют перекос в сторону оборудования и не затрагивают модернизации инжиниринга, системы управления предприятием, подготовки персонала;
  • во главе угла зачастую стоит не новый продукт и модернизации под него, а увеличение производственной мощности под выпуск устаревшего продукта

Решив задачу скорейшей коренной модернизации промышленности, на базе модернизации Машиностроения (в первую очередь, тяжёлого), мы, к моменту завершения кризиса, будем иметь современное, конкурентоспособное на мировом рынке, машиностроение, занимающее существенную долю в ВВП.

Все предпосылки для этого имеются:

  • огромный отложенный спрос;
  • политическая и экономическая государственная важность задачи;
  • возможность скупки передовых западных инжиниринговых компаний, являющихся носителями суммы передовых технологий и конструкций в необходимых государству направлениях;
  • то же можно сказать и про высокотехнологичные производственные компании – производители общепромышленной комплектации.
  • политическая поддержка населением масштабных проектов нацеленных на восстановление экономики и уровня жизни

Таблица. Механизм реализации предпосылок

 

table11

 

Число, сложность и ответственность одновременно идущих Проектов требует стандартизации в их подготовке, защите и проведении.

Конкурентоспособность продукта обеспечит аудит проектов со стороны Государственного института(ов) системного межотраслевого анализа.

Конкурентоспособность оборудования и технологий, закладываемых в проект, обеспечивают Государственные технологические отраслевые институты.

Подготовка, обоснование и реализация проектов наиболее эффективна по ЕРСМ – технологии, когда проектная команда несёт ответственность за весь проект и от начала до его завершения "под ключ". Такую задачу могут решить аттестованные межотраслевые инжиниринговые центры.

Прозрачность Проектов может обеспечить соответствующее государственное "поручение" средствам массовой информации. Ответственность за Проекты может так же носить и партийный характер. ЕРСМ-менеджера Проекта может ответственно делегировать какая-либо партия. Ответственность за проекты могут так же носить региональную привязку. Например: штаб по строительству электростанций и ЕРСМ-контракты должны быть  в СЗФО, потому что там сконцентрировано российское энергетическое машиностроение. Аналогично судостроение, автомобилестроение.

III.Третий блок вопросов - это инжиниринговые и технические решения. Капитализация на фондовом рынке, как критерий эффективности, показала свою несостоятельность и полную оторванность от физической реальности. Лауреат нобелевской премии по экономике Леонтьев предсказывал это. Необходимо подумать о себестоимости, о снижении энергоёмкости, о росте производительности труда и т.п. Пора подумать о новых продуктах. Сейчас самое время спокойно, но целеустремлённо и упорно заниматься этими вопросами, опираясь на натуральные показатели эффективности. Всё, даже кризисы, рано или поздно заканчиваются. Новые технологии и продукты, низкая себестоимость, высокая производительность, малая материалоёмкость и малая энергоёмкость дадут возможность для успешной конкуренции на будущих мировых рынках.

Откуда взять деньги.

Поскольку речь идёт о создании реальной стоимости, то Государство может эмитировать столько денег, на свои инфраструктурные проекты, сколько эти Проекты генерируют ВВП. Никакой инфляции при этом не будет. Техническая задача финансистов лишь в том, что бы эмиссия соответствовала создаваемой стоимости и шла без инфляции.

Кто скорее восстановит внутренние рынки, тот скорее и масштабнее проведёт экспансию на внешние. Великий передел глобальной экономики начался. Роль России в недалеком будущем зависит от числа инфраструктурных проектов, и сроков, в которые она сможет их реализовать.

Роль машиностроения в выходе России из кризиса. Часть 2

Невозможно говорить об инфраструктурных проектах, имеющих колоссальную стоимость и длительность влияния на жизнь страны, в отрыве от понимания модели экономики.

 

Усилим протекционизм – ослабим конкурентоспособность и сократим таможенные поступления. Укрепим рубль – усилим платёжеспособность граждан, но ослабим конкурентоспособность экономики. Ослабим рубль – увеличим конкурентоспособность экономики, но спровоцируем инфляцию. Таких противоречий тысячи. Все мы находимся в сложной ситуации противоречивости и неопределённости, вызванной глобальным системным кризисом.  Данная работа является попыткой уменьшить эту неопределённость.

1. Модель экономики.

Модель экономики выглядит следующим образом:

 

special_1

Модель применима как для анализа экономики страны, так и для анализа экономики любого региона. Она легко наполняется цифровым содержанием, определяемым законодательством и статистическими данными.

Модель однозначно показывает, что масштаб любой экономики зависит от масштаба человеческого капитала. Его качество определяет общественную производительность труда. От неё, в свою очередь, зависят доходы частных лиц, которые определяют объём конечного потребления. Ради конечного потребления работает вся промышленность, создаётся и используется инфраструктура, используются природные ресурсы.

Модель позволила определить основные факторы, определяющие макроэкономическую стабильность и построить "пирамиду" этих факторов. Т.е., соотнести их по важности.

special_2

Пирамида основных факторов, определяющих долгосрочную макроэкономическую стабильность.

Например: наличие человеческого капитала наряду с низкой общественной производительностью труда – это либо "проедание" ресурсов, либо голод. Поскольку наша промышленность слаба, то мы, пока, исключительно "едим" ресурсы, а не инвестируем их:

special_3

При этом мы можем иметь сбалансированность государственных доходов и расходов, иметь низкую инфляции.

Необходима система макроэкономических показателей, обеспечивающих стабильное развитие России на длительном отрезке времени, а не только в текущем бюджетном году.

2. Модель современного кризиса и выхода из него.

Вся мировая экономика находится в состоянии системного кризиса. Понимание его природы может подсказать технологию выхода из него.

Когда глобальная рецессия сжимает спрос, как следствие сжимается бизнес. Правительства вынуждены усиливать протекционистские меры ради защиты национальных рынков труда. В связи с этим, существенно падают показатели экспорта и импорта. Сокращается число рабочих мест, снижаются зарплаты, сокращаются поступления в бюджет. Бюджетный дефицит провоцирует инфляцию.

Механизм образования и развития отрицательного социо-экономического вихря.

• В точке предельного насыщения социоэкономического (http://cscp.ru/clauses/5/c/3820) вихря либо происходит мгновенная и неожиданная (бифуркационная) переоценка рисков одним или несколькими значимыми биржевыми игроками. Они "уходят" с рынка. Либо кредиты уже просто никто не берёт, потому, что уже больше некуда (всё перезаложено, даже риски). Либо Государство неосторожно изменило методику оценки активов =>
• => прекращается рост акций предприятий =>
• => исчезает возможность бизнеса увеличивать, под растущие акции, перекредитованность =>
• => акции начинают "падать" => по Закону доминирования отрицательной мультипликации, игроки начинают "уходить" с рынка, избавляться от падающих акций, что ещё более ускоряет их падение =>
• => балансы банков, из-за падающих ценных бумаг, начинают "дырить". Банки начинают править балансы и перестают давать кредиты =>
• => растёт объём краткосрочной задолженности. Начинаются сбои возвратов кредитов со стороны перекредитованных предприятий и банков =>
• => ещё больше падает спрос на акции и, соответственно, их стоимость =>
• => нарушается ликвидность предприятий перед банками. Кредиты-то они брали под залог акций, а их стоимость упала =>
• => банки требуют вернуть кредиты или увеличить залог =>
• => банкротства предприятий (и банков) или кардинальное сжатие экономической активности =>
• => уменьшается рынок труда => сжимается потребление => 
• => падает экспорт => растёт протекционизм =>
• => низкий индекс потребительской и предпринимательской активности =>
• => инкапсуляция денег населением и банками => 
• => сжатие денежной массы =>
• => бюджетный дефицит =>
• => уменьшаются расходы Государства =>
• => уменьшается рынок труда => сжимается потребление => падает экспорт => растёт протекционизм => и т.д., и т.д., и т.д.
• => Всё. Рецессия. Мировой Спекулятивный Финансовый капитал сформировал отрицательный вихрь, ведущий экономику к коллапсу.

Если раньше кризисы носили региональный характер и рост в другом регионе становился локомотивом, который вытаскивал кризисный регион из состояния рецессии, то сейчас, в условиях глобальной рецессии такого локомотива нет. Разомкнуть спираль без участия Государства некому.

Лечение глобальной экономики увеличением свободного финансового капитала, не связанного с реальным сектором, будет лишь ужесточать негативные проявления цикличности в экономике.

"В условиях благоприятной конъюнктуры предприниматели предпочитают избегать чрезмерного риска, связанного с коренной перестройкой производства, пытаются ограничиться рационализацией и усовершенствованием существующих технологических процессов"

В условиях кризиса бизнес сжимается. Такова его природа – поиска минимальных рисков и максимальных прибылей.

В периоды депрессий, когда само существование огромного количества хозяйственных единиц и домохозяйств ставится под угрозу, Государства оказываются вынужденными компенсировать рецессионный уход из экономики Бизнеса и, связанное с этим, падение жизненного уровня населения. Государствам приходится рисковать, проводя в жизнь крупные инновации, понимая, что незначительные улучшения не приведут к кардинальному изменению ситуации.

"После масштабных инноваций, через какое-то время, начинается рост экономической конъюнктуры. Создаются благоприятные условия для дополняющих нововведений, не несущих для бизнеса чрезвычайного риска."

Такими масштабными инновациями являются инфраструктурные проекты, проводимые государством. Достаточно 2 - 3 лет положительных торговой динамики и торгового баланса страны на фоне роста экономики, а так же стабильности валюты и возможности её вывоза, как образовывается положительный социоэкономический вихрь.

Растущей экономике всегда нужны инвестиции. Образуется разность потенциалов между потребностью в инвестициях растущей экономики, и избытком Мирового Спекулятивного Финансового капитала . Естественно, начинается его переток в эту страну или регион.

Спекулятивный финансовый капитал работает по принципу Деньги – Товар – Деньги”. Его интересует только ликвидность. Один из наиболее ликвидных спекулятивных сегментов мировой экономики - фондовый рынок.

На начальном этапе акции растут, отражая рост реального сектора. Их покупает Мировой Спекулятивный Финансовый капитал. Акции подрастают в цене уже не как отражение стоимости реальных активов, а как отражение возможной будущей спекулятивной прибыли. Когда акции выросли в цене, то под большую (но не реальную) стоимость предприятиям дают больше кредитов. Они делают инвестиции, имеющие своей целью дальнейший рост фондовой капитализации, в том числе за счёт слияний и поглощений, которые так же являются спекулятивной игрой с целью увеличения стоимости ценных бумаг (на самом деле выкачивают из предприятий их стоимость). Стоимость акций опять выросла, и … пошло-поехало. Рост акций – кредиты для роста капитализации - рост акций… Образовался устойчивый положительный социоэкономический вихрь.

Складывающееся сегодня на мировых рынках улучшение даёт России передышку, но она иллюзорна. У этого улучшения спекулятивный характер. Фондовый рынок легко впадает в паническое падение. Перенасыщенный деньгами, он, столь же легко, впадает в панический рост. Чем больше в мире спекулятивного капитала, тем больше, чаще и опаснее будут размахи фондового рынка. А денег, все страны, вкачали очень много… И продолжают вкачивать…

Что бы запустить положительный вихрь в экономике - нужен локомотив созидания. Локомотив возрождения доверия. Нужен мощный и длительный импульс развития промышленности для восполнения утраченных объёмов Национальной экономики.

Фондовый рынок – никогда не сможет дать необходимый импульс Российской промышленности и инфраструктуре. 

3. Станут ли США локомотивом роста глобальной экономики?

Нет.

"На каждое американское домохозяйство приходится 400 тыс.$ внешнего долга. Америка вынуждена продолжать занимать ежегодно 7% своего ВВП" - экс министр торговли США и советник Президента Никсона - Питер Питерсон("Профиль от 28.07.08"). 40% американских семей тратят больше, чем зарабатывают ("Итоги" от 24.11.08).

special_4

"… мы ещё не нащупали дно. Повсюду ухудшается макроэкономическая обстановка. … если страны сделают правильные выводы из японской рецессии 90-х годов и осуществят программы фискального стимулирования достаточного объёма, мы заметим признаки выхода из кризиса через три четыре года" - Ричард Ку – советник нескольких премьер - министров Японии ("Эксперт" - 15 2009г.).

"Если обращаться к опыту Японии по борьбе с тяжелейшим кризисом 90-х годов прошлого века, то важнейшим достижением следует признать недопущение серьёзного спада ВВП. Япония потратила около 15 триллионов долларов за 15 лет на цели фискального стимулирования. С поправкой на размеры экономики, аналогичная цифра для США должна была бы составить 45 триллионов долларов." - Мартин Уокер – главный редактор американского информационного агентства UPI ("Эксперт" - 14 2009г.).

"Эмиссия облигаций американского казначейства приближается к точке пресыщения. Выше мы описали механизм формирования отрицательного социоэкономического вихря. Доверие к ликвидности доллара резко упадёт к началу лета" - Жак Сапир – французский экономист ("Эксперт" - 7 2009г.).

США, что бы спасти свою экономику, необходима эмиссия на ~ 45 триллионов долларов (это почти годовой ВВП планеты). Мировая экономика не рискнёт занять Америке столько денег. США "раздали" свою индустрию по всему миру, заменив её финансовыми услугами. Вместе с ней они отдали конкурентоспособность своей экономики, которая не может состоять только из конечного потребления домохозяйств и финансового сектора.

Нет никаких предпосылок для возвращения США роли локомотива мировой экономики. 

4. Станет ли Китай локомотивом роста глобальной экономики?

Да.

Но, насколько это выгодно России?

Китай, потеряв ~25% экспорта, решает сейчас задачу компенсации этой потери. Этому способствуют его инфраструктурные проекты на пол-триллиона долларов, планы Коммунистической Партии Китая по повышению в 4 раза (за 20 лет) уровня жизни и огромный внутренний рынок (более миллиарда населения). Китай сконцентрировал все свои силы на сбалансированности своей экономике и её самодостаточности. Это необходимо ему для решения своих геополитических задач.

Являясь самым большим кредитором Америки, Китай не заинтересован в одномоментном обрушении доллара. Но, с другой стороны, уже заявил о своих планах сделать юань  резервной валютой и действует в этом направлении. Этому способствует то, что азиатский экономический узел (Китай, Япония, Азия с Австралией), обеспечивают 4/5 мирового товарооборота (см. рисунок, приведённый ниже ("Эксперт" - 14 2009г.))

special_5

Возглавить эту восточную экономику, стать её ядром – стратегическая задача Китая. Ему сейчас ни до кого. И не до России, в частности. Китай набрал достаточный разгон, что бы какое-то время расти автономно, не опираясь на мировую экономику. Китай создаёт национальную, многоотраслевую, сбалансированную современную индустрию, призванную обеспечить ему роль мирового лидера.

Рост в Китае неизбежен. Россия, как добрососедский поставщик ресурсов, Китаю очень даже пригодится. На этой потребности, как сырьевая страна, мы сможем просуществовать до 2020г. То есть до того времени, когда Китай реализует свои программы по 4-х кратному повышению уровня жизни.

Если Россия не собирается стать сырьевым придатком Китая, то она не может выбрать его для себя в качестве постоянного локомотива.

5. Станет ли Россия локомотивом роста глобальной экономики?

Россия обладает большим внутренним рынком и многократным потенциалом его роста. У нас есть достаточно источников, формирующих большую валютную выручку (углеводороды, оружие, продовольствие, металлы, лес). В ближайшей перспективе – вода, электроэнергия.

В сложившейся ситуации, промышленное и инфраструктурное отставание России нужно использовать, как наше конкурентное преимущество.  Мы можем инициировать несоизмеримо больше инфраструктурных Проектов, чем развитые Европа, Япония и Америка. Мы можем быстрее, чем на Западе, восстановить внутренние масштабы национальной экономики, рынки и национальную банковскую систему.

Необходимы Проекты, имеющие большой мультипликативный рычаг. То есть, сейчас важнее те из них, в которых каждая денежная единица, вложенная государством, приведёт в движение как можно больший объём российских товаропроизводителей из различных отраслей и сгенерирует как можно больший ВВП. Именно таким образом определяется приоритетность инфраструктурных проектов.

  • В России огромное поле инфраструктурной, т.е. затрагивающей всю экономику, деятельности:
  • Строительство современного коммерческого и рыболовного флота (по 100 кораблей в год), авианосная программа, "Приразломная" - безусловно, инфраструктурные проекты.
  • План по выпуску гражданских и транспортных самолётов (до 500 штук в год) – инфраструктурный проект,
  • Увеличение объёмов разведочного и горизонтального бурения для увеличения разведанных запасов и объёмов добычи углеводородов - инфраструктурный проект.
  • Если рухнет российский автомобильный рынок, то рухнет огромный сегмент экономики. Поддержать его можно и нужно. Речь идёт о механизмах поддержки скорейшей локализации комплектации всех сборщиков. Польза всем! И нефтяникам, и металлургам (чёрным и цветным), и государству. Автомобильное производство способно генерировать 10% ВВП. То, что требуется!
  • Необходима перестройка (модернизация) НПЗ и химических комбинатов. Сейчас мы перерабатываем только половину добываемого сырья. К выходу из кризиса будем иметь конкурентоспособную нефтехимическую промышленность, другую глубину переработки и качество нефтепродуктов. Будем экспортировать не нефть, а бензин. Потребуется гора металла и труда. Это заказы  строителям, машиностроителям, металлургам, металлургам, горнякам и т.д. Все будут получать з.п., платить по автокредитам, ипотекам и т.п.
  • Строительство жилья и модернизация ЖКХ
  • Строительство метро
  • Геологоразведка, освоение новых месторождений
  • Сельское хозяйство
  • Лёгкая промышленность
  • Энергетика
  • Дороги и логистика
  • Связь

Россия может стать локомотивом глобального роста. У неё на руках все козыри.

6. Вопросы методик.

Практически по всему спектру вопросов развития российской промышленности имеются соответствующие правительственные программы и стратегии. Только напрямую, касающихся промышленности, их более 25.

Почему же при таком количестве правильных решений нарастает научно-технологическое отставание России от глобальных лидеров? Очевидно, существуют системные методологические ошибки, препятствующие движению в нужном направлении. Анализ выявил их.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 1 марта 2008 г. N 13419 говорит: "Проекты … подлежат отбору на основе показателей финансовой, бюджетной и экономической эффективности (количественные критерии)". Такими критериями являются NPV и IRR.

Но, например, строительство атомного энергоблока длится примерно 10 лет, а эксплуатируется он ещё 50 лет. Существуют ли сегодня инструменты и специалисты, которые смогут хоть с какой-то достоверностью определить денежные потоки по этому проекту длительностью 60 лет?

Если следовать методике, то ни один крупный, тем более инфраструктурный проект невозможен.

Необходимо, наконец, признать, что достоверность финансовых расчётов инвестиций теряется уже после пятого года. Укоренившаяся методика NPV/IRR неприемлема для проектов с длительным жизненным циклом.

Создание Нового Продукта в авиадвигателестроении длится ~ 7 лет и стоит ~ 2 млрд.$. Если компания работает с рентабельностью продаж ~ 10% и седьмую часть своей прибыли направляет на разработки Новых Продуктов, то продажи компании должны быть не менее 14 млрд.$/год. Ни одна крупнейшая компания мира не соответствуют этому критерию.

special_6

Именно этой причиной объясняется активное участие суверенных Государства в создании новых авиационных двигателей.

Сегодняшняя тенденция такова: конкуренция диктует необходимость повсеместного применения научных знаний, что повышает стоимость технологического уровня продукции во всё большем числе отраслей до таких величин, когда "коммерческий" подход к окупаемости рушится во всём мире на наших глазах.

Анализ модели экономики показывает, что её масштаб зависит от масштаба человеческого капитала. Он, в свою очередь, зависит от численности населения, от длительности трудоспособного возраста, от уровня здоровья, от уровня образованности, от уровня квалификационной и географической мобильности, от уровня безработицы-1, (от уровня причастности к широкополосной интернет - сети)2, (от уровня применения программных продуктов)3

Методик учитывающих развитие человеческого капитала, на которые могло бы опереться Правительство, пока, просто нет.

Никакой крупный проект или программу нельзя рассматривать обособленно, без учёта государственной социальной политики, политики регионального развития, промышленной политики, оборонной доктрины.

Какой орган Правительства ведёт интеграционный анализ? Назрел принципиальный вопрос о воссоздании института государственного планирования (ГОСПЛАН).

Правительство видит возможность финансирования проектов только в "привлечении стратегических инвестиций" (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. ?1663-р).

Но только ли внешние инвестиции являются источником роста? Откуда их может взять Государство?

Вот идёте Вы по лесу, валяется хворост. Это природное сырьё. Вы его собрали в охапку и принесли в деревню - это уже растопочный материал, т.е. появилась стоимость (полезность). За неё вам заплатили 10 руб. Все люди, опираясь на природные ресурсы, создают друг для друга какую-то пользу, т.е., стоимость.

Деньги - это всеобщий эквивалент стоимости (полезности). Сами по себе никакой стоимостью они не являются. Чем больше пользы создаёт некая экономическая система, тем больше денег должно её отражать.

Если, опираясь на свои природные ресурсы и труд своих граждан, Государство проводит Инфраструктурные Проекты, создающие стоимость, то оно, соответственно, должно, на объём приращённой стоимости, эмитировать денежную массу.

Это абсолютно соответствует формуле капитализма Т – Д – Т’. Причём стоимость, в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, появляется пропорционально реализации Проекта, а не при полной его готовности. Т.е., работа и зарплата появляются сразу. Это восстановит и даст рост потреблению домохозяйств. Сразу же оживёт коммерческая часть рынка. Восстановится и начнёт расти бизнес.

Утверждение о том, что эмиссия неизбежно ведёт к инфляции - является ложным. Эмиссия, направленная на реализацию крупных инфраструктурных проектов, возможна и необходима.

Инфляция зависит от характера использования эмитированных денег. Если деньги не инкапсулируются банками и населением, не утекают в импорт товаров и валюты, а целенаправленно (проектно) идут на создание стоимости, то инфляции нет, и не будет.

Сорокалетнее доминирование в мире спекулятивного финансового капитала подменило в умах очень многих людей формулу товарного капитализма Т – Д – Т’, где первично производство товара, на формулу спекуляций Д – Т – Д’, где первичны деньги. Глобальная спекулятивная система делания денег "из воздуха" (без производства) терпит на наших глазах крах. Чем быстрее Российская элита отвяжется от неё, тем большее благосостояние граждан и могущество государства будет достигнуто.

Реализация крупных инновационных инфраструктурных Проектов с большим положительным мультипликативным эффектом даст России устойчивое положительное экономическое развитие с опорой на внутренний рынок. Даст стабильный рост ВВП. Мировая экономика пересыщена не связанными деньгами. Удержав стабильный рост экономики, в течение одного года, мы привлечём на российскую биржевую площадку инвестиции. Сформировавшиеся сейчас мировые денежные финансовые навесы ринутся на российскую биржевую площадку, превращая Россию в один из мировых финансовых центров. Это позволит развить конкурентоспособную многоотраслевую промышленность, восстановить утерянные отрасли. Россия не только выйдет из кризиса, но и станет локомотивом для СНГ и Европы. Российский рубль, наряду с юанем, $ и €, может стать мировой резервной валютой.

Предложенная модель экономики показывает, что невозможно использовать общественное богатство: человеческий капитал, недра, землю и воду без инфраструктуры.

Ниже приводятся доводы в пользу инфраструктурных проектов сетевого характера в России: сети коммуникаций, сети транспорта и логистики, сети энергетического производства и обеспечения.

7. Инфраструктурный проект "Сети связи".

Правительство Российской Федерации отмечает "значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях развития экономики и общества" (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. ?1663-р).

Принципиально важным является то, чтопотенциал человеческого фактора растёт в квадрате при подключении к сети, и растёт в кубической степени, если профессиональная деятельность работающего населения алгоритмизована.

Современная математика и алгоритмика дают на каждый вид профессиональной деятельности программное обеспечение, являющееся инструментом управления знаниями в конкретной предметной области. Пять конструкторов, оснащённых современными средствами алгоритмизации, сегодня могут заменить 125 человек, работавших вчера на кульманах.

Сама по себе компьютеризация, без базовых отраслей и промышленности, без наличия РАБОТЫ не создаст стоимости, но СЕТЬ является базисом для интенсивного роста общественной производительности труда. Очевидно, что любые инфраструктурные проекты по созданию сетей являются выгодными с точки зрения Государства.

Россия имеет огромную протяжённость потенциальных "носителей" для оптоволоконных каналов связи: железные и автомобильные дороги, трубопроводные системы, ЛЭП. Россия имеет возможность развить спутниковую группировку любого размера для доставки цифрового сигнала в любую точку страны. Россия является идеальной площадкой для решения "последней мили" через WiMax.

Интегрировав и массово применив "космос", оптоволокно, WiMax, поставив во главу угла  алгоритмизацию, Россия может стать одним из первейших цифровых государств и перейти к экономике знаний. Именно эта возможность снимает ограничение роста ВВП России, вызванное ограниченной численностью населения.

8. Инфраструктурный проект "Интегрированная транспортная сеть России".

Россия, как глобальный хаб

Глобальное нарастание (после кризиса) дефицита всех видов ресурсов, и их наличие в России, расширяет значение её глобальной торговой ресурсной площадки. С учётом неизбежного роста цен на углеводороды, всё большее значение в перевозках будет занимать морской (включая ледокольный), ЖД, трубопроводный  виды транспорта. Срединная роль России позволяет ей стать глобальным хабом между ЕС и Китаем с Японией.

special_7

Товарооборот по этим направлениям составляет454 млрд. $/год.

В связи с глобальным потеплением льды в Арктике отступают, что делает Северный морской путь кратчайшим для обеспечения грузооборота между Америкой и Японией с Китаем.

Товарооборот по этим направлениям составляет839 млрд. $/год.

Значимость стоимости логистики, как главнейшего фактора глобальной конкуренции, будет возрастать. Порты, грузовые суда и ЖД, как основа логистики, очень важны для России. Скоростной и дешёвый транспортный транзитный коридор Запад – Восток, очень выгоден для России и увеличивают её политическую функцию срединой евразийской державы.

Северный морской путь

special_8Обустроенный инфраструктурой Северный морской путь открывает доступ России к нефтегазовым ресурсам арктического шельфа и является лучшим способом защиты национальных ресурсов.

Северный морской путь открывает доступ России к рынку сжиженного природного газа, позво-ляет стать его поставщи-ком на азиатский и американский рынки (www.epr-magazine.ru/.../freerompipe/gr2.gif), увеличивает гибкость российского экспорта.

Северный морской путь открывает доступ к богатствам Северо-Восточной Сибири. Через него, и через судоходные  реки (Енисей, Лена, Колыма), становится доступной огромная территория, которая замыкается несколькими коридорами Север – Юг, на Транссиб.

 

special_9

 

Транспорт, как матрица, обеспечивающая  развитие регионов.

Раздел подготовлен на материалах Министерства регионального развития

special_10

Сравните густоту дорожной сети европейских государств и нашу. Учтём, что вокруг Москвы самая густая дорожная сеть. Сегодня мы имеем 47 тыс. федеральных дорог. Очевидно, что их должно быть значительно больше.

Слабая дорожная сеть – это неразвитый рынок труда. Большие транспортные издержки на пере-мещения являются одним из серьёзных препятствий для маятниковой миграции.

Низкая пространственная мобильность накладывается на низкую квалификационную мобильность населения. Если человек не может перемещаться в пространстве, следуя за рыночными предложениями в своей профессиональной нише, то он подстраивается под предложения в месте проживания. Но система профессионального образования, развернутая под советские территориально-производственные комплексы, уже не существует. В силу этого, складывается ситуация массового морального устаревания профессиональных знаний и навыков населения.

Слабая дорожная сеть приводит к ситуации снижения рождаемости: стоимость жилья в городах не позволяет купить квартиру,  чтобы родить ребёнка, а отсутствие работы в провинции не позволяет его "прокормить" в соответствии с социальными стандартами.

Низкая пространственная мобильность населения создает на территории РФ "анклавы безработицы и экономической стагнации", границы которых совпадают с границами расселения определенных этнических и конфессиональных групп. Данные региональные различия имеют потенциал политической конфликтности и, при определенных условиях, способны создавать угрозу стабильности общественного порядка в стране.

Нет дорог – значит:

• нет рынка труда,
• нет роста квалификации населения,
• нет роста зарплаты,
• нет роста рождаемости,
• нет регионального развития,
• есть рост этнической (или конфессиональной) инкапсуляции и сопутствующих рисков

Минрегионразвития подготовило карту развития регионов, на которой обозначило 12 сформировавшихся конгломераций: Московскую, Санкт-Петербургскую, Нижегородскую, Самарскую, Казанскую, Ростовскую, Екатеринбуржскую, Челябинскую, Иркутскую, Красноярскую, Хабаровскую, Владивостокскую.

Вокруг них необходимо создать транспортную сеть такой густоты и качества, что бы в радиусе 100 км доступность центра для граждан была в районе одного часа, а в радиусе 800 км доступность центра должна быть в районе 4 – 10 часов. В радиусе 800 км должна быть обеспечена логистическая доступность в районе одних суток. Сегодня даже Москва не связана со своей промышленной периферией в радиусе 100 – 200 км. Построили дорогу до Калуги - регион сразу же начал выходить из многолетней стагнации.

Транспортная сеть вокруг конгломераций сформирует экономические пространства, свободные от предпосылок к бедности и  низкой рождаемости.

special_11

Необходимы государственные комплексные инвестиционные инфраструктурные программы:

• Строительство интегрированной транспортной инфраструктуры вокруг городских конгломераций
• обустройство конкурентного логистического коридора - ЕС – Китай,
• обустройство конкурентного логистического коридора - Северный морской путь, как плацдарма освоения арктического шельфа и северо-востока России.

9. Инфраструктурный проект "Российская энергетическая политика"

Энергосбережение.

special_12

Энергоёмкость российского ВВП зашкаливает. Мы мотовски прожигаем ресурсы вместо того, что бы зарабатывать валюту.

 

special_13

Применение современных электросберегающих технологий позволит снизить потребление электричества в промышленности в 2 раза, в генерирующих организациях на треть, населением в 2 раза. Таким, образом, потребность в электроэнергии снизится на 38%. Это означает появление возможности экспорта 380 млрд. кВтч/год (по цене 0,3 $/кВтч ~ 114 млрд. $/год)

special_14

Половина тепловых станций - конденсационного типа с КПД 30 – 35%. Современное оборудование позволяет поднять КПД до 60%.

special_15

 

Это означает, что ежегодно можно экономить четверть от 151,8 млрд. м3, сжигаемого газа (~ 38 млрд. м3 по 400 $/1000 м3, что составит 15,2 млрд.$/год)

Применение современных теплосберегающих технологий позволит снизить потребление тепла в жилом секторе в 3 раза, в других сегментах в 2 раза. Таким образом, потребность в тепловой энергии снизится на 60%.

special_16

68%  тепловой энергии производится в котель-ных, которые не только не производят электроэнергию, но и являются ее крупнейшими потребителями в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Современное оборудование позволяет при той же выработке тепла получать ещё и, примерно столько же, электрической энергии. А применение тепловых насосов снижает потреб-ление энергии в ЖКХ и домохозяйствах ещё (не менее чем) в 2 раза.

Это означает, что мыможем высвободить для экспорта ещё ~ 50 млрд. м3 или (по 400 $/1000 м3) 20 млрд.$/год.

Уменьшение энергоёмкости ВВП в 2 раза за 5 лет, за счёт современных энергосберегающих технологий, представляется реально достижимой задачей. Её решение не только делает нашу экономику более конкурентоспособной, но и увеличивает экспортный потенциал страны от продажи энергоресурсов на 150 млрд.$/год.

Энергетическое строительство

special_17

Видно, что последние 40 лет энергопотребление на одного человек остаётся практически неизменным.

Исследования (http://demoscope.ru/weekly/2008/0347/barom01.php) показывают, что численность КНР увеличится ещё только на 15% и достигнет своего максимума в 1, 5 млрд. чел. к 2030 г.

Европа, с одной стороны - не будет прирастать по численности, с другой – будет наращивать долю "зелёной" энергии.

Скорее всего, энергетическое строительство в России будет иметь энергосберегающую направленность. А так же экспортную - на Европу и Китай с возможностью больших перетоков энергии.

Для этого наша страна обладает уникальным набором конкурентных преимуществ, позволяющих стать евразийской энергетической державой:

• Россия обладает 32,4% мировых газовых запасов; контролирует 28,7% урановых запасов; 17,3% угольных месторождений, 10% нефти.
• Россия обладает уникальным опытом создания и управления единой энергетической системой. 
• В России есть полный спектр энергетического машиностроения и науки. 
• Россия обладает уникальными ресурсосберегающими технологиями. 
• Вытянутость нашей страны с Востока на Запад на 8 часовых поясов является конкурентным преимуществом для национальной энергетики. Утром "качаем" энергию на Китай, а вечером на Европу.

С другой стороны:

• Мы поставляем на внешние рынки не энергию, а сырьё.
• Единая энергосистема не закончена. 
• ~60% энергомощностей России изношены и подлежат замене. Энергомашиностроительные предприятия продолжают выпускать устаревшие образцы техники.
• ЛЭП 1000 кВ не строятся.
• Перетоки Запад – Восток весьма ограничены.

Кризис – самое время для реконструкции энергомощностей и, прежде всего, развития электросетевой инфраструктуры России. Без модернизации мощностей не получить энергосберегающей экономики, а без сетей не обеспечить экспорт высвобождающейся энергии. Когда кризис завершится, мы будем иметь возможность не только обеспечить свой собственный рост, но и наращивать экспорт электричества.

Кризис – время строительства крупных энергобъектов и сетей, нацеленных на возможность экспорта электроэнергии в Китай и Европу, а так же крупных суточных перетоков между Западом и Востоком России. Это даст мощный толчок всей инфраструктуре, который в свою очередь обеспечит более интенсивное освоение регионов. Прежде всего, Дальневосточного федерального округа.

Кризис – время глубокой модернизации атомного машиностроения, с подготовкой производства реакторов большей единичной  мощности. Необходимо ежегодно закладывать по 3 – 4  АЭС, ведь срок их строительства 7 – 10 лет.

Принципы энергетического развития

На мой взгляд, развитие энергетической инфраструктуры России должно проистекать из следующих принципов:

• Уменьшение энергоёмкости ВВП,
• развитие сетей и наращивание экспортного энергетического потенциала России,
• наличие резерва мощностей, способного обеспечить пиковое развитие экономики или аномальные потребности, вызванные природными факторами,
• свободного "доступа" к газу и электрическим и тепловым сетям для всех участников экономики, но по приоритетному признаку энергосбережения.

Потенциал предлагаемых решений:

• увеличение экспорта энергоносителей до 150 млрд.$/год
• прямая стоимость проекта имеет порядок 350 млрд.руб./год
• мультипликативный эффект имеет порядок В